семейный, форум, досуг, развлечения, Таганрог, Ростов, СП, совместные закупки
 
Портал 2015ФорумСобытияНОВИНКИРегистрацияПоисккартаШоппингЧаВоВход
НОВИНКИ в разделе ЭКОНОМИМ вместе с СП для отображения данного раздела Вам нужно зарегистрироваться на форуме
в нижней части сайта есть ЧАТ, можно задать интересующие Вас вопросы по форуму
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Сентябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
КалендарьКалендарь
ОБЪЯВЛЕНИЯ
7

Последние темы
» Новогодние пьесы и сценарии для взрослых
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор ketty Чт 6 Дек 2018 - 14:59

» НОВОСТИ Олимпийских игр в Пхёнчхане 2018
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор ketty Пн 26 Фев 2018 - 19:50

» Ступеньки развития ребенка первого года жизни
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор ketty Вс 18 Фев 2018 - 22:29

» ОЛИМПИАДА Пхёнчхан 2018
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Солнышко Вс 18 Фев 2018 - 21:56

» Каталоги ФАБЕРЛИК 2018
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Солнышко Вс 18 Фев 2018 - 21:48

» Регистрация в Компании "Faberlic"
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Солнышко Вс 18 Фев 2018 - 21:44

» ФАБЕРЛИК АКЦИИ Февраль 2018
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Солнышко Вс 18 Фев 2018 - 21:36

» Создание условий для ухода за новорожденным
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:37

» Гигиена новорожденного
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:26

» Сколько часов в сутки должен спать новорожденный
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:17

» Особенности новорождённого: как должен спать кроха
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:12

» Особенности периода развития в первые дни жизни новорожденного
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:10

» Какой режим дня должен быть у новорождённого ребёнка?
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:07

» Первые дни после роддома: каким должен быть уход за малышом
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:01

» преимуществах жизни одиноких людей
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Emptyавтор Кристина Вс 11 Фев 2018 - 13:39

Самые просматриваемые темы
Магнолия рынок в Сочи
Какие выплаты положены беременным и мамам
Гороскоп 2013 год Для Водолея!
как избавиться от блох у котенка в домашних условиях.
Регистрация в Компании "Faberlic"
Новинки кино декабрь 2012
Как ПРАВИЛЬНО написать сопроводительное письмо к резюме
Фитнес клубы Таганрога
Обед на работе: что взять с собой из дома? Обед на работу мужу.
Территориальные управления города Таганрога
Яндекс.Метрика
BannerFans.comBannerFans.comBannerFans.comBannerFans.com

Поделиться
 

 Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
DamochkaM
Модератор
Модератор
DamochkaM

Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Dolf_ru_070
Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 36
Откуда : Подольск

Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Empty
СообщениеТема: { Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов   Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов EmptyСб 7 Янв 2012 - 18:50

Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

Избранные страницы из книги И.Г.Сухина "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет"

(М.: Новая школа, 1994. – 160 с.)

АННОТАЦИЯ


Книга эта необычна. Для детей – забавная сказка о том, как Незнайка учил весёлых человечков играть в шахматы, для взрослых – пособие с оригинальной методикой обучения детей 2 – 5 лет азам мудрой игры. Пособие предназначено для совместного чтения родителей и детей и не имеет аналогов в мире.

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ, ГДЕ ДАЁТСЯ ОТВЕТ НА ВОПРОС: "ЗАЧЕМ И КАК ДЕТЕЙ 2 – 5 ЛЕТ УЧИТЬ ИГРЕ В ШАХМАТЫ?" – НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Глава 1. КАРАНДАШ РИСУЕТ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Весёлые человечки скучали.

– Карандаш, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.

– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш.

– Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки.

Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки.

Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок.

Фигурки ожили, зашевелились.

Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.

– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой.

– Мы... мы... – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек... А кто вы?

– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.

– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.

– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.

– А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой.

Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный.

– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.

– Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура.

Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные.

– Мы белые шахматные кони.

– А мы чёрные шахматные кони.

Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные.

– Мы белые шахматные ладьи.

– А мы чёрные шахматные ладьи.

Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные.

– Мы белые шахматные слоны.

– Мы чёрные шахматные слоны.

И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных.

– Мы белые шахматные пешки.

– А мы чёрные шахматные пешки.

Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:

– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.

– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

Малыш должен запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играют в них. Занимательно описал подобные игры Л. Кассиль в повести “Кондуит и Швамбрания”:

“Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было чрезвычайно трудно.

Точёные лакированные фигурки предоставляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр. Пешки, например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая походка полотёров: к их круглым подошвам были приклеены суконочки. Туры могли сойти за рюмки, король – за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролётки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за ёлку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея... Нет, никак нельзя было удержаться, чтобы не трогать шахмат!

В тот исторический день белая королева-извозчик подрядилась везти на чёрном коне чёрную королеву-архиерея к чёрному королю-генералу. Они поехали. Чёрный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел натереть пешкам клетчатый паркет и зажёг электрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры.

Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры и уже хотели их уложить на место, как вдруг – о ужас! – мы заметили исчезновение чёрной королевы...”

Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли ваш малыш это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может вам и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграйте с ребёнком в следующие игры-задания:

“Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

“Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

“Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.

Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

“Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

“Большая и маленькая”. Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

“Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

“Что общего?”. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

“Белые и чёрные”. В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.

Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

“Угадайка”
. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

“Куча мала”
. Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: “Так?” Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

“Школа”
. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”

“Цвет”. Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

“Ряд”. Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

“Пирамида”. Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

“По росту”. Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

“Догонялки”. Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

“Прятки”. Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

“Кто быстрее?”
. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

“Над головой”. Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

“На стуле”. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

“Убери такую же”
. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

“Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.

Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания:

“Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”, “Запретная фигура”, “Угадайка”, “Пирамида”, “Прятки”, “Догонялки”, “Школа”, “Полна горница”.

При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: “Кто быстрее?”, “На стуле”, “Над головой”, “Ряд”, “Белые и чёрные”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”, “Запретная фигура”, “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”.

Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названия шахматных фигур.



Глава 2. УДИВИТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ

Нарисуй нам шахматную доску, – попросил Незнайка Карандаша.

Карандаш задумался и сказал:

– Вспомнил! Она состоит из множества светлых и тёмных клеточек.

И Карандаш нарисовал светлую клеточку.

А рядом с ней – тёмную клеточку.

– По-шахматному, это поля, – объяснил Незнайка. – Светлые клетки – белые поля. Тёмные клетки – чёрные поля. Вот так, братцы.

Светлая и тёмная клеточки-поля ожили и улыбнулись.

Затем посмотрели друг на друга и нахмурились.

Оттолкнулись друг от друга и разбежались в разные стороны.

– Поля, погодите! – закричал Карандаш. – Я ещё не всю шахматную доску нарисовал.

И Карандаш начал быстро-быстро рисовать белые и чёрные поля. Но только он успевал их закончить, как они тоже разбегались кто куда.

Наконец Карандаш нарисовал столько клеток, сколько нужно, и устало сказал весёлым человечкам:

– Всё, теперь ловите их.

И весёлые человечки с шумом и гамом принялись гоняться за озорными клетками-полями. Но поля ловко ускользали у Буратино из-под носа, выскальзывали у Чиполлино из рук, проскальзывали у Незнайки между ног.

Всё же все клетки были пойманы, но встать рядом с чёрными полями белые поля отказывались. Да и чёрные поля не захотели встать рядом с белыми полями.

– Они слишком тёмные, – упирались белые поля.

– Они слишком светлые, – фыркали чёрные поля.

Тут белый король почёрнел от злости, чёрный король побелел от злости, и оба короля в один голос пригрозили:

– Если сейчас же не встанете на свои места, мы поищем другую шахматную доску, а с вами никто не будет играть.

Белые и чёрные поля испугались, прижались друг к дружке, и получилась шахматная доска.

Незнайка уселся с одной стороны шахматной доски, остальные весёлые человечки расположились с другой стороны шахматной доски.

– Сейчас мы с вами противники, братцы. Ведь в шахматы играют игроки-противники. Правое поле у меня белое, – значит, шахматная доска между нами лежит правильно.

Тут полям наскучило стоять, прижавшись друг к другу, и они снова разбежались по углам.

То-то вновь была работа весёлым человечкам ловить озорные поля.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Для закрепления пройденного материала попросите малыша:

– из кубиков двух цветов выложить фрагмент шахматной доски, обращая внимание на чередование светлых и тёмных кубиков,

– начертить мелом на асфальте фрагмент шахматной доски,

– вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке,

– раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только чёрным),

– правильно положить шахматную доску между вами или между куклами.

Покажите ребёнку ЦЕНТР – четыре поля в середине шахматной доски. Объясните, что шахматных противников по-другому называют ПАРТНЁРАМИ.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Family club  :: Школа родителей :: Дети цветы жизни :: Игры и игрушки-
BannerFans.comBannerFans.com
В верх страницы

В низ страницы