В постановлении Пленума ВС, которое было принято в четверг, 9 февраля, высший судебный орган не стал рекомендовать судьям лишать водителей прав при выявлении любого факта завершения обгона, начатого через прерывистую полосу и законченного через сплошную линию разметки.
«Подобная ситуация неоднозначна, и каждый случай имеет свои особенности, поэтому судья должен выносить решение с учетом всех обстоятельств», - так объяснил решение судья ВС Владимир Меркулов.
ВЪЕЗД - НЕ ВЫЕЗД?В сами правила и законы никаких изменений не вносилось. Дело тут в том, что в Кодексе об административных правонарушениях говорится только о «выезде в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения». Но в ситуациях (см. схему), когда водитель выезжал на обгон еще по правилам (1), то есть через прерывистую черту, какое-то время ехал по встречной полосе (2), а завершал маневр уже через сплошную (3), гаишники отбирали права. А судьи потом квалифицировали нарушение по части 4 статьи 12.15 КоАП, то есть как «выезд» на встречную. А за это светит лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Но ведь, если понимать дословно, с нарушением он не выезжал.
[img]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение][/img]
В подобных случаях судьи будут ставить запятую в известной фразе про «казнить» и «помиловать» самостоятельно, исходя из конкретной ситуации
Когда в проекте своего постановления ВС предложил однозначно считать такой маневр движением по встречной полосе и наказывать за это по всей строгости, автообщественность возмутилась. Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин направил письмо председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с призывом не принимать постановление, поскольку, по его мнению, водителя в подобной ситуации наказывать не за что.
В то время как ГИБДД трактовала это однозначно как езду по встречной: если началась сплошная - водитель должен двигаться в своей полосе, и никаких вариантов. Тем более что, перед тем как прерывистая разметка перейдет в сплошную, появляется удлиненная разметка, которая предупреждает о том, что пора вернуться в свою полосу.
ПОКУПАЕМ ВИДЕОРЕГИСТРАТОРЫТеперь, получается, судьи должны будут внимательно изучать обстоятельства дела в каждом конкретном случае. А автомобилистам, попавшим в такую ситуацию, придется собирать максимальное количество доказательств того, что выехали на встречную полосу они еще через прерывистую разметку. И у них действительно не было иной возможности раньше завершить маневр.
То есть обзаводитесь видеорегистраторами. Ведь гаишники-то уже вооружены камерами и точно зафиксируют пересечение вашей машиной сплошной полосы. Устными свидетельствами такие козыри не побить, только видео поможет доказать, что вы не собирались нарушать правила, а действовали по ситуации.
МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННИКАВиктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
«Это половинчатое решение»- Я частично удовлетворен решением пленума Верховного суда, потому что оно половинчатое. Взялись трактовать - трактуйте. Как я писал в своем письме (см. выше - авт.), закон формально не запрещает такого маневра, значит, автомобилистов за это наказывать не должны. А сейчас, получается, однозначного решения нет. Но могло быть и хуже, ведь первоначально предлагалось однозначно трактовать подобные случаи как нарушение.
КСТАТИДругие решения постановления ВС♦ На основании фиксации нарушения правил стационарными автоматическими техсредствами фиксации водителю может быть назначен только штраф, в то время как при фиксации мобильными техсредствами непосредственно сотрудниками Госавтоинспекции могут отобрать права.
♦ Подтвержден запрет на движение задним ходом на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах остановок маршрутных транспортных средств, а также на перекрестках.
♦ Разрешено оставлять место ДТП только в случаях, если нет пострадавших и разногласий между его участниками в оценке обстоятельств произошедшего, но обязал оформлять аварию на ближайшем посту ДПС либо в соответствии с правилами ОСАГО без участия сотрудников полиции. В остальных случаях ВС по-прежнему предлагает квалифицировать оставление места ДТП по соответствующей статье КоАП - ст. 12.27 ч. 2 («лишение прав на 1 - 1,5 года или арест на срок до 15 суток»).