семейный, форум, досуг, развлечения, Таганрог, Ростов, СП, совместные закупки
 
Портал 2015ФорумСобытияНОВИНКИРегистрацияПоисккартаШоппингЧаВоВход
НОВИНКИ в разделе ЭКОНОМИМ вместе с СП для отображения данного раздела Вам нужно зарегистрироваться на форуме
в нижней части сайта есть ЧАТ, можно задать интересующие Вас вопросы по форуму
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Сентябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
КалендарьКалендарь
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ПРОДАЕТСЯ 3-х комнатная квартира

ОТКРЫТА закупка с САЙТА
https://www.sima-land.ru
Последние темы
» НОВОСТИ Олимпийских игр в Пхёнчхане 2018
автор ketty Пн 26 Фев 2018 - 19:50

» Ступеньки развития ребенка первого года жизни
автор ketty Вс 18 Фев 2018 - 22:29

» ОЛИМПИАДА Пхёнчхан 2018
автор Солнышко Вс 18 Фев 2018 - 21:56

» Каталоги ФАБЕРЛИК 2018
автор Солнышко Вс 18 Фев 2018 - 21:48

» Регистрация в Компании "Faberlic"
автор Солнышко Вс 18 Фев 2018 - 21:44

» ФАБЕРЛИК АКЦИИ Февраль 2018
автор Солнышко Вс 18 Фев 2018 - 21:36

» Создание условий для ухода за новорожденным
автор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:37

» Гигиена новорожденного
автор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:26

» Сколько часов в сутки должен спать новорожденный
автор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:17

» Особенности новорождённого: как должен спать кроха
автор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:12

» Особенности периода развития в первые дни жизни новорожденного
автор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:10

» Какой режим дня должен быть у новорождённого ребёнка?
автор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:07

» Первые дни после роддома: каким должен быть уход за малышом
автор Кристина Пн 12 Фев 2018 - 22:01

» преимуществах жизни одиноких людей
автор Кристина Вс 11 Фев 2018 - 13:39

» ежемесячные выплаты приёмным родителям
автор Кристина Вс 11 Фев 2018 - 13:37

Самые просматриваемые темы
Магнолия рынок в Сочи
Какие выплаты положены беременным и мамам
Гороскоп 2013 год Для Водолея!
как избавиться от блох у котенка в домашних условиях.
Новинки кино декабрь 2012
Как ПРАВИЛЬНО написать сопроводительное письмо к резюме
Фитнес клубы Таганрога
Обед на работе: что взять с собой из дома? Обед на работу мужу.
Регистрация в Компании "Faberlic"
Как проводить занятия с детьми до 3-х лет
Яндекс.Метрика
BannerFans.comBannerFans.comBannerFans.comBannerFans.com

Поделиться | 
 

 Сензитивные периоды развития ребенка

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 18:24

Сензитивный период - (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

По сути, каждый период представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного навыка или чувства, для овладения каким-то конкретным видом знаний.

Для родителей и воспитателей особенно важен следующий факт: сензитивные периоды приходят, проходят и больше никогда не повторяются. Если ребенок за это время не смог или не успел овладеть соответствующими умениями – ему придется это делать потом с большими трудностями.

Вызвать наступление сензитивного периода или задержать его невозможно никак. Однако можно воспользоваться их естественным циклом и создавать наиболее благоприятную обстановку для развития у ребенка качеств и навыков, соответствующих его сензитивному периоду.

При этом необходимо учитывать два момента: такие периоды универсальны, их проходят все дети без исключения. И они индивидуальны, – начинаются и заканчиваются у всех в разное время. Приведенные ниже возрастные рамки – это среднестатистические данные, а не точная схема развития вашего ребенка.

Взрослые – и педагоги, и родители – должны уметь определять сензитивный период, в котором находится ребенок; подмечать его особенности и предоставлять малышу возможность заниматься именно тем, что им в данный момент дается наиболее просто и естественно. Желательно также попытаться предвидеть наступление следующего периода и подготовиться к нему заблаговременно.

Все сензитивные периоды следуют одной схеме: постепенное начало, которое сложно заметить, если не работать с ребенком целенаправленно. Затем совершенно очевидный пик интенсивности (так называемая точка максимума), и тоже постепенный спад. Кроме того, одновременно могут проходить несколько сензитивных периодов, однако максимума они будут достигать в разное время.


Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори и ее последователей.
Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.
Д.Сороков, Л.Шумилова дают подробную характеристику периодов, выделенных М.Монтессори.


Период Развития речи от рождения до 6 лет:
от 0 до 4,5 месяца: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное;
-дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи;
- дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата;
-около 1 года: ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
- ребенок сознательно выговаривает первое слово, впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли;

-около 1,5 лет: - но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может;
- с указанного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.
- ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает;
- ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматическими нормами.

Отсюда следуют два важных вывода.
Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.
Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в двуязычной среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем можно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не произойдет.


2,5-3 года: -ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается.
3,5-4 года:
Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.
- ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить закрыть окно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим;

4-4,5 года:
дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.;

около 5 лет
: - они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.
-совершенно естественно наступает следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это притом, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
- ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 18:25

Развития «чувства порядка» - от рождения до 3,5 лет
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ М. Монтессори.
Для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром".
Этап наивысшей интенсивности протеканияэтого периода наступает в среднем около 2-2,5 лет.
В возрасте 2-2,5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее, настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми.
Ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему.
Порядок в окружающей среде
Необходимо организовать окружающую ребенка среду (чаще всего - предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее.
Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. Но в этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в этом могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.
Порядок во времени
Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.
Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход "внутренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок, - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.
Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!
Порядок в отношениях
1. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными: в идеале - обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реальности - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
2. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. После многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами мог действовать самостоятельно.
3. Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит.
В дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 18:25

Развития самостоятельности
от рождения до 5 лет

Так создала природа, что с самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В семь месяцев ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. В девять месяцев пьёт из стакана, не проливая, если стакан держат, а в год малыш уже сам держит стакан, когда пьёт. В 1 год 1 месяц — подносит ложку ко рту, пока ещё пачкается, а в 1 год 9 месяцев съедает содержимое тарелки, испачкавшись совсем чуть-чуть. К трём годам ребёнок самостоятельно одевается. Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности. В противном случае, считал Эрик Эриксон, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 18:26

Развития движений и действий
от рождения до 4 лет

Современные мамы уже туго не пеленают своих новорожденных, но ещё частенько запрещают бегать и прыгать уже подросшим малышам, не давая выплеснуть наружу энергию, пытаются усадить их за спокойные интеллектуальные занятия. Но мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью. Мудрая Мария Монтессори создала специальную среду, в которой дети могут свободно двигаться во время работы. Более того, в этой среде имеется специальная «шумная комната», в которой можно выплеснуть всю накопившуюся избыточную энергию, а также подкачать мышцы на тренажёрах, развить ловкость движений.
Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 18:27

Сенсорного развития
от рождения до 5 лет

Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, с помощью которых дети могут развивать свои способности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство - вершину сенсорного развития. В системе Монтессори создаются условия для развития сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами для получения наслаждения ищут грубые и сильные раздражители. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 18:28

Период восприятия мелких предметов
от 1,5 до 5,5 лет

Ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Дело в том, что ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).
Кроме того, ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами и для утончения мелкой моторики. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9,5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год — поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года - имитирует пишущие движения, в 2, 7 - формирует валик из пластилина, в 2,9 - чертит закрытый круг.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 18:28

Период Развития социальных навыков
от 2 до 6 лет

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.
Без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме того, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе. Не случайно в среде-Монтессори все материалы только в единственном числе. Это даёт возможность детям научиться договариваться, уметь ждать, уметь просить и отказывать, уметь благодарить и соглашаться сотрудничать.
Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, которые описаны в работах М. Монтессори и ее последователей.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 18:30

И ещё несколько общих характеристик сензитивных периодов по М.Монтессори.
Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Каждый сензитивный период это:
- период особой чувствительности и психических отношений;
- сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;
- период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
- страсть и приверженность;
- проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
- интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;
- временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
- более или медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребёнком в «зоне его ближайшего развития»;
- этапом наибольшей интенсивности, который наблюдать наиболее просто;
- более или менее медленным спадом интенсивности.
Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
Новейшие исследования показывают, что границы сензитивных периодов, определённые М.Монтессори, могут быть отодвинуты. Так, учёными установлено, что уже в утробе матери ребёнок реагирует на звуки, обладает тактильным чувством, у него развиты вкусовые ощущения, он двигается, он готов к общению. «Ребёнку необходимо ответить, его надо поддержать, радоваться вместе с ним его активности. Диалог развивает мозг ребёнка», - пишет в книге «Мамалыш или рождение до рождения» доктор М.Л.Лазарев, автор метода пренатального воспитания «Сонатал». Занимаясь пренатальным воспитанием малыша, вы будете способствовать его полноценному гармоничному развитию.
Учёные отмечают, что в раннем возрасте для становления человека важен не только год, но даже, месяц, неделя, день. В периоде новорождённости есть свои сензитивные периоды. Установлено, например, что период с 7 по 21 день жизни ребёнка благоприятен для развития зрительного сосредоточения, которое важно для последующего развития внимания. Значит, именно в это время необходимо, эмоционально общаясь с малышом, вызывать его зрительное сосредоточение на лице взрослого, на игрушке или любом предмете. Упустить этот момент – значит потерять возможность оптимального развития внимания у ребёнка.
Существуют и другие определения сензитивных периодов. Так, Пэм Скиллер, автор книги «Умный старт», пишет:
«Благоприятные периоды трудно установить точно, потому что результаты многочисленных исследований достаточно отличаются друг от друга. Эта таблица составлена на основании наиболее часто встречающихся результатов. Первый благоприятный период показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека. Следующий благоприятный период указывает на усиление активности мозга. Дальнейший возможный период указывает на способность мозга адаптироваться в жизненных обстоятельствах:




Исследователи расходятся во мнениях по поводу наилучшего возраста для изучения второго языка. Если дети от 0 - 5 лет слышат два языка постоянно, они смогут владеть двумя языками и говорить на них без акцента. Некоторые ученые считают, что лучше сначала детям овладеть родным языком, и только потом изучать иностранный. Есть компромиссное мнение, что до 5 лет ребенок должен выучить 50 слов иностранного языка, а дальнейшее обучение начинать с 5 - 10 лет. Дети биологически готовы к обучению. Мозг трехлетнего ребенка в три с половиной раза активнее мозга взрослого человека. У детского мозга больше активности и продуктивность его функционирования остается высокой в течение первых десяти лет жизни».

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 18:32

О. Сергачёва, кандидат психологических наук, пишет: «Трёхлетнего ребёнка невозможно научить переносить холодильники и высчитывать интегралы. Зато его можно научить говорить. В зоне ближайшего развития обычно "собираются" готовые к этому самому развитию физические и психические возможности. И наступает сензитивный период для того или иного навыка, той или иной деятельности. Это означает, что именно в этот период обучение навыку, деятельности будет наиболее эффективным, и заложит необходимый базис для формирования других процессов и личности в целом. Сензитивные периоды от 2 лет до 7 лет изучены досконально:
• 2,5 года – для развития устной речи;
• 3 года – для самооценки, для эмоциональной и морально-нравственной сферы;
• 4,5-6 лет – для развития чтения;
• 6-7 лет – для развития мотивационно-волевой сферы.
Что это означает? Это означает, что обучение чтению в 3 года потребует гораздо больших усилий от учителя и ученика, чем обучение чтению в 4,5 года. Более того, мозг как субстрат психической деятельности может быть и не готов к такому обучению. Более того, теряется период для развития самооценки, эмоциональной и нравственно-моральной сферы. Когда мы получим ягодки от этих цветочков? В подростковом возрасте - проблемы с самооценкой, в раннем возрасте - проблемы с моралью и нравственностью».
На сайте Л.Даниловой приводится следующая шкала сензитивности:
• до 3 лет ( до 4,5 лет) - язык
• 4 г - пространство
• 5 лет - математика, музыка (величина, форма, темп, звук, лад)
• 6 лет - спорт, движения (возраст грации)
• 8 - 9 лет - второй период языковых способностей.
• 10 - 11 лет - познавательные способности (необходимы разнообразные увлечения и интересы).
Стоит упомянуть и о сензитивных периодах развития способностей. В. С. Юркевич в книге «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность» пишет: «Скажем, наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей - до трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде - вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-либо. Есть даже данные, что развитие музыкальных способностей начинается уже в утробе матери - серьезные эксперименты и вполне заслуживающие внимания результаты. В очередной раз были правы древние, считавшие, что будущей матери надо слушать хорошую музыку и смотреть на прекрасные картины природы. После сензитивного периода, т. е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.
Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но в таком случае, каков сензитивный период для развития общих способностей, общей одаренности? Поскольку сколько-нибудь серьезных исследований в этом отношении пока не существует, ответ можно дать пока лишь приблизительно. Опыт показывает, что, начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного».
Сегодня проблема сензитивных периодов развития интересует всё большее число учёных, педагогов, родителей. Если раньше понятие «сензитивные периоды» применялось только относительно детей, причём преимущественно дошкольного возраста, то сегодня учёные рассматривают это понятие гораздо шире и предполагают наличие сензитивных периодов и для взрослых.
Итак, сензитивные периоды указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные возможности детства.
Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей, и педагогов.
Повлиять на сроки и длительность сензитивных периодов нельзя, но знать о них необходимо, чтобы не идти против природы. Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату он приходит позже или не приходит совсем. Зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
ketty
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 5993
Дата регистрации : 2011-10-11
Возраст : 37
Откуда : Таганрог

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 21:51

DamochkaM пишет:
Период восприятия мелких предметов
от 1,5 до 5,5 лет

Ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Дело в том, что ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).
Кроме того, ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами и для утончения мелкой моторики. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9,5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год — поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года - имитирует пишущие движения, в 2, 7 - формирует валик из пластилина, в 2,9 - чертит закрытый круг.

да уж... мы пытаемся перебирать разные мелкие предметы мы уже умеем мамины крема раскручивать и закручивать открываем любые крышки .... причем пару месяцев назад мы этого не умели я могла спокойно отдать крем она его вертит и не может раскрутить а на днях мне крем раскрутили и весь поели почти и размазали остатки по пузу себе и на кровати по простыне... так что ...

__________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вернуться к началу Перейти вниз
ketty
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 5993
Дата регистрации : 2011-10-11
Возраст : 37
Откуда : Таганрог

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 21:55

DamochkaM пишет:
Сенсорного развития
от рождения до 5 лет

Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, с помощью которых дети могут развивать свои способности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство - вершину сенсорного развития. В системе Монтессори создаются условия для развития сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами для получения наслаждения ищут грубые и сильные раздражители. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.

а почему собственно и нет, мы осязаем разные предметы ощущаем их качество пытаемся учувствовать и понимать свое отношение к этому предмету

__________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вернуться к началу Перейти вниз
ketty
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 5993
Дата регистрации : 2011-10-11
Возраст : 37
Откуда : Таганрог

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 22:09

DamochkaM пишет:
Развития «чувства порядка» - от рождения до 3,5 лет
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ М. Монтессори.
Для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром".
Этап наивысшей интенсивности протеканияэтого периода наступает в среднем около 2-2,5 лет.
В возрасте 2-2,5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее, настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми.
Ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему.
Порядок в окружающей среде
Необходимо организовать окружающую ребенка среду (чаще всего - предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее.
Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. Но в этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в этом могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.
Порядок во времени
Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.
Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход "внутренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок, - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.
Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!
Порядок в отношениях
1. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными: в идеале - обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реальности - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
2. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. После многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами мог действовать самостоятельно.
3. Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит.
В дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

все верно и я очень злюсь когда кормить садятся в зале

__________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вернуться к началу Перейти вниз
ketty
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 5993
Дата регистрации : 2011-10-11
Возраст : 37
Откуда : Таганрог

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 22:13

DamochkaM пишет:
Развития движений и действий
от рождения до 4 лет

Современные мамы уже туго не пеленают своих новорожденных, но ещё частенько запрещают бегать и прыгать уже подросшим малышам, не давая выплеснуть наружу энергию, пытаются усадить их за спокойные интеллектуальные занятия. Но мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью. Мудрая Мария Монтессори создала специальную среду, в которой дети могут свободно двигаться во время работы. Более того, в этой среде имеется специальная «шумная комната», в которой можно выплеснуть всю накопившуюся избыточную энергию, а также подкачать мышцы на тренажёрах, развить ловкость движений.
Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

все должно быть в меру и шумная комната и чтение книги просто если всегда шумная комната то ребенок как бы дебилом громким не вырос а если всегда книги то умная тихоня с шизофренией

так что я за чувство меры во всем тем более в воспитании детей

__________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вернуться к началу Перейти вниз
ketty
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 5993
Дата регистрации : 2011-10-11
Возраст : 37
Откуда : Таганрог

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Вт 28 Фев 2012 - 22:17

DamochkaM пишет:
Исследователи расходятся во мнениях по поводу наилучшего возраста для изучения второго языка. Если дети от 0 - 5 лет слышат два языка постоянно, они смогут владеть двумя языками и говорить на них без акцента. Некоторые ученые считают, что лучше сначала детям овладеть родным языком, и только потом изучать иностранный. Есть компромиссное мнение, что до 5 лет ребенок должен выучить 50 слов иностранного языка, а дальнейшее обучение начинать с 5 - 10 лет. Дети биологически готовы к обучению. Мозг трехлетнего ребенка в три с половиной раза активнее мозга взрослого человека. У детского мозга больше активности и продуктивность его функционирования остается высокой в течение первых десяти лет жизни».

сейчас моя знакомая ходит в 2,5 года с ребенком на занятия анг языка.... я думаю что все равно рано надо не раньше трех когда ребенок говорит и понимает что говорит и тут можно ему слова и обороты со второго языка, я хочу чтоб мой ребенок учит второй язык, сама я не могу сейчас себя заставить а вот ребенку надо прививать и с раннего детства обучать

__________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Ср 29 Фев 2012 - 8:24

ketty пишет:


да уж... мы пытаемся перебирать разные мелкие предметы мы уже умеем мамины крема раскручивать и закручивать открываем любые крышки .... причем пару месяцев назад мы этого не умели я могла спокойно отдать крем она его вертит и не может раскрутить а на днях мне крем раскрутили и весь поели почти и размазали остатки по пузу себе и на кровати по простыне... так что ...
Так -то мама, рот не раззевай. А доча все крема съест!

Цитата :
все верно и я очень злюсь когда кормить садятся в зале
Правильно, если есть кухня, зачем пачкать комнату... Я тоже не разрешаю. За исключением праздников, когда в комнате стол накрывается.

Цитата :
все должно быть в меру и шумная комната и чтение книги просто если всегда шумная комната то ребенок как бы дебилом громким не вырос а если всегда книги то умная тихоня с шизофренией

так что я за чувство меры во всем тем более в воспитании детей
Это да, только чувство меры у всех разное))))))))))

Цитата :
сейчас моя знакомая ходит в 2,5 года с ребенком на занятия анг языка.... я думаю что все равно рано надо не раньше трех когда ребенок говорит и понимает что говорит и тут можно ему слова и обороты со второго языка, я хочу чтоб мой ребенок учит второй язык, сама я не могу сейчас себя заставить а вот ребенку надо прививать и с раннего детства обучать
Я тоже считаю что рано. Ребенок должен сначала освоить один язык. Со всеми падежати, родАми и предлогами. А потом уже второй язык учить.
Хотя если играя произносить некоторые английские слова, то тут не вижу ничего плохого. Это уже не обучение, а ознакомление получается. Самое важное в обучении - это наличие разговорного варианта. А если его нет, в силу не умения ребенка говорить правильно, то смысла обучения нет. Это всё равно, что обучать вышиванию ребенка, который не умеет держать иголку.

Я кстати сама мечтаю выучить французский, поэтому планирую лет с 5 Ваню на французский отправить Вот думаю можно ли сразу два языка учить или нет? Английский и французский.



__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
ketty
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 5993
Дата регистрации : 2011-10-11
Возраст : 37
Откуда : Таганрог

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Ср 29 Фев 2012 - 11:54

оо два языка это круто конечно и сложно
думаю надо один какой-то только какой не знаю выбрать анг он на одной части распространен а французский в южной Америке

__________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Ср 29 Фев 2012 - 12:49

Поэтому надо два! Только у психолога сначала проконсультироваться

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
ketty
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 5993
Дата регистрации : 2011-10-11
Возраст : 37
Откуда : Таганрог

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Ср 29 Фев 2012 - 13:33

а ребенку два не многова-то ли ?
может сначала один а потом второй

__________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вернуться к началу Перейти вниз
DamochkaM
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 1513
Дата регистрации : 2011-10-10
Возраст : 35
Откуда : Подольск

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Ср 29 Фев 2012 - 14:15

Ну вот говорю ж надо проконсультироваться. Ведь благоприятный период для изучения языков- до 10 лет. А значит надо успеть заложить основы всего, что собираемся развивать в будущем.

__________________________________________________
От улыбки станет всем светлей, и слону...
Мои эмоции засыпают после 23.00
Вернуться к началу Перейти вниз
ketty
Модератор
Модератор
avatar


Сообщения : 5993
Дата регистрации : 2011-10-11
Возраст : 37
Откуда : Таганрог

СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   Ср 29 Фев 2012 - 15:19

наверное анг лучше )

__________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: { Re: Сензитивные периоды развития ребенка   

Вернуться к началу Перейти вниз
 

Сензитивные периоды развития ребенка

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Family club  :: Школа родителей :: Дети цветы жизни-
BannerFans.comBannerFans.com
В верх страницы

В низ страницы