ЕВГЕНИЙ ЗЕМЛЯНКИН
ОБ УМЕНИИ ВКЛЮЧАТЬСЯ-ВЫКЛЮЧАТЬСЯ И СТРЕМЛЕНИИ БЫТЬ ПЕРВЫМ
КС: Евгений Юрьевич, на Ваш взгляд, зачем современному специалисту тайм-менеджмент?
Евгений: Эти технологии особенно нужны в молодом возрасте. Научиться управлять временем — все равно что научиться отделять главное от второстепенного. С возрастом планирование становится привычкой, и делаешь это автоматически. Смысла планировать каждую мелочь нет, потому что больше времени уйдет на составление графика, чем на деятельность. Я планирую только ключевые вещи. Выделяю для них время и стараюсь оставить между ними зазор, чтобы они не накладывались.
КС: Как Вы считаете, почему проблема сохранения времени стала так актуальна в 21 веке?
Евгений: Думаю, из-за того, что на человека со всех сторон идет массированный информационный поток. Причем большая часть информации — это просто «шум», ненужные сведения. Есть телевизор, Интернет. Есть работа, семья, личные интересы. Если уделять каждому направлению столько времени, сколько хочешь — то в сутках не хватит часов. Приходится выбирать главное, но тайм-менеджмент здесь не панацея. Проблема не в том, как расписать все дела по часам. Важнее быть зрелой личностью, с хорошим воспитанием и жизненными ценностями, чтобы суметь выбрать в жизни главное.
КС: Как руководитель Вы используете какие-то принципы, чтобы экономить время подчиненных?
Евгений: Один из принципов — сотрудник должен быть универсальным, а не замыкаться на своих обязанностях. Только если менеджер знает, как работает склад, как происходит ценообразование, какие маркетинговые составляющие у продукта, он сможет эффективно взаимодействовать с аптеками. Еще один принцип — принцип автономности команд. Он подразумевает, что сотруднику нельзя навязывать требования извне. Нужно сначала вникнуть в процессы его работы, а затем упорядочить их так, чтобы сотруднику самому было выгодно делать то, что выгодно компании. Это похоже на азиатский подход к строительству дорог: когда сначала смотрят, как ходят люди или животные, а затем по этим тропам прокладывают дороги.
КС: Как Вам удается распределять время между семьей и работой?
Евгений: В этом есть важный принцип — переключение. Пришел на работу — включился и занимаешься только ей. Ушел с работы, выключился, переключился на семью. Если же мне нужно уделить время себе, то я отключаюсь от всех вопросов, связанных с семьей и работой, и создаю себе защищенное пространство, в котором не думаю ни о чем. Конечно, бывают ситуации, когда в течение рабочего дня нужно решить какой-то семейный вопрос. В этом случае нужно отключиться от работы, решить возникшую проблему и снова включиться в работу. Умение включаться-выключать- ся очень важно. Если ты сидишь на работе, а думаешь о личных проблемах — результативность резко падает.
КС: Пользуетесь ли Вы еще какими-то принципами для экономии времени?
Евгений: Один из принципов, который экономит время, я усвоил еще в медицинском институте. Наша российская врачебная школа воспитывала в нас клиническое мышление. Это умение ежедневно ставить диагноз в условиях ограниченной информации. В бизнесе тоже часто приходится принимать решения, исходя из косвенных факторов.
Есть также полезные технологии тайм-менеджмента. Например, деление проблем по длительности. Задачи с коротким временным интервалом нужно решать сразу же, ни на что не переключаясь. Иначе повторное возвращение к ним потребует много времени. А для решения проблем, которые по длительности «стремятся к бесконечности», нужно регулярно заставлять себя пройти хотя бы какой-то этап на пути к цели. Также очень важно доводить все дела до конца.
КС: Но ведь иногда нам мешает не то, что мы бросаем дела, а, наоборот, излишний перфекционизм?
Евгений: Это так. Перфекционизм строится на том, чтобы быть лучше других. Если это желание доминирует, то человек все время будет недоволен. Но надо не думать, как стать лучше других, а нужно знать, что ты лучше других (смеется). Перфекционизм—это попытка изменить себя в тех областях, где ты не являешься лучшим, но на них просто не нужно обращать внимания. Лучше потратить время на другие области, в которых ты действительно что-то умеешь!