Благотворительный фонд Владимира Потанина составил собственный рейтинг ведущих российских вузов по итогам работы Федеральной стипендиальной программы и программ грантов для молодых преподавателей в 2011/2012-м учебном году
Как следует из документов этого фонда, его основная задача — содействовать становлению активных, творческих профессионалов в нашей стране. А важнейшее направление деятельности — это проведение долгосрочных стипендиальных и грантовых программ, адресованных талантливым студентам и перспективным преподавателям. Именно поэтому в программе фонда принимают участие 57 вузов — практически все крупные высшие учебные заведения России.
В этом году исследование охватило 11 300 студентов. При этом учитывались не только и не столько их профессиональные знания, сколько общая эрудиция, пространственный, речевой и логико-математический интеллект. По мнению экспертов, именно эти качества говорят об уровне требований к слушателям в том или ином вузе, а в конечном итоге — о высокой конкурентоспособности выпускников после окончания обучения.
В суммарном рейтинге первое место занял Московский физико-технический институт, потеснивший сразу четыре университета — Санкт-Петербургский, Московский, Томский национальный исследовательский политехнический и Самарский аэрокосмический. В прошлом году лидером рейтинга был Новосибирский университет. Интересно, что баллы весьма именитых МГИМО, Первого медицинского или МВТУ оказались значительно ниже. Так, «международные отношения» попали на 35-ю строчку, «Сеченовка» — на 40-ю, а «Бауманка» угодила аж на 51-ю. Очевидно, что с аудиториями или техническими средствами обучения дела у них неплохи, а вот с эрудицией и жизненной активностью выпускников как-то не очень.
Мнение эксперта
Василий Попов, проректор по научной работе, инновациям и информатизации Воронежского государственного университета, профессор, член Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию:
— Рейтинг Фонда Потанина — это уже традиционное явление, для большинства вузов он является достаточно авторитетным. У них довольно специфичная система составления рейтинга, то есть они берут лишь те показатели, которые, что называется, могут вручную пощупать: это качество тех студентов, которые участвуют в отборе, побеждают и реализуют собственные проекты.
В отличие от остальных рейтингов они не оценивают какие-то статистические данные, например площадь учебных помещений, наличие оборудования или что-то еще такого типа. Такой рейтинг получается достаточно динамичным, то есть вуз может сегодня быть первым, а на следующий год 20-м. Но в этом есть и свои прелести, потому что в первую очередь он показатель кадрового потенциала страны.
Благотворительный фонд Владимира Потанина составил собственный рейтинг ведущих российских вузов по итогам работы Федеральной стипендиальной программы и программ грантов для молодых преподавателей в 2011/2012-м учебном году.
1. О чем свидетельствует студенческая оценка первого дня (тестирование)
На тестирование допускаются отличники за две последние сессии. Тест является единым для всех вузов и состоит из 80 вопросов, в том числе на эрудицию, пространственный, речевой и логико-математический виды интеллекта. Позиция вуза в рейтинге зависит от общего уровня интеллекта и эрудиции обучающихся в нем отличников. Это может также свидетельствовать об уровне требований к студентам в том или ином вузе.
Самые высокие баллы по тестированию набрали студенты следующих вузов:
• Московский физико-технический институт (МФТИ) (6,35);
• Санкт-Петербургский государственный университет (6,14);
• Новосибирский государственный университет (6,14);
• Государственный университет – Высшая школа экономики (6,03);
• Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (6).
2. О чем свидетельствует совокупность баллов ролевого тура отборов и баллов проектной активности стипендиатов
Высокие совокупные баллы говорят об активной жизненной позиции, высокой мотивации к развитию и социальной активности. Таким образом, это свидетельствует о высокой конкурентоспособности студентов после окончания вуза. В настоящее время это проявляется и в том, что, закончив бакалавриат в региональном вузе, многие стипендиаты продолжают обучение в магистратуре столичного вуза.
В соответствии с рейтингом, самые активные отличники учатся в следующих вузах:
• Амурский государственный университет, Благовещенск (4,51);
• Пермский государственный университет (4,42);
• Московский физико-технический институт (МФТИ) (4,36);
• Санкт-Петербургский государственный университет (4,31);
• Новосибирский государственный университет (4,29).
3. О чем свидетельствует высокая преподавательская оценка.
Как правило, высокие места в рейтинге – у тех вузов, где уделяется специальное внимание работе с преподавательскими кадрами: есть программы стимулирования молодых преподавателей, существуют внутривузовские конкурсы, активно работают советы молодых ученых. Большую роль играет использование интернета в учебном процессе, работа преподавателей в одном информационном поле с современными студентами.
Самые высокие преподавательские баллы оказались у следующих вузов:
• Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону (7,35);
• Томский государственный университет (7,22);
• Белгородский государственный университет (7,2);
• Ставропольский государственный университет (7,2);
• Сибирский федеральный университет (7,11).
источник trud.ru