Сегодня мы живем в мире развлекательной электронной аппаратуры. Телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, компьютеры. Мы сами уже принадлежим к поколению выросшему под непосредственным влиянием голубого экрана, а лучшим другом наших детей имеет все шансы стать компьютер. Как такой метод воспитания может повлиять на их развитие?
У каждой медали есть две стороны. Компьютер может при правильном использовании положительно влиять на развитие и воспитание ребенка. Дети быстро запоминают, на какую клавишу нажать и где щелкнуть курсором, чтобы добиться нужного действия на дисплее. Своего рода метод развития для зрительно-моторной координации. С помощью специальных детских программ ребенок с увлечением учится раскрашивать, рисовать, запоминает цвета, получает первые представления о форме, объеме и т. п. Игры развивают смекалку, воображение, заставляют быстро принимать решения. Детям, которые активно играют, легче адаптироваться в школе, считают некоторые педагоги, так как они более уверены в себе и собраны, умеют сопоставлять, анализировать, думать.
Но всегда следует помнить о второй стороне такого метода воспитания и о старой русской поговорке «Все хорошо в меру». Прежде всего, стоит помнить о медицинской стороне вопроса, т.к. электромагнитное излучение монитора в силу близости экрана сильнее влияет на здоровье, чем излучение телевизора. Значит, ради безопасности ребенка стоит подумать о приобретении жидко-кристалической модели монитора. Однако вредного влияния полностью и тут избежать не удается, т.к. в силу меньшей светимости экрана при работе на жидко-кристалическом мониторе большая нагрузка ложится на органы зрения. Не менее важно, что в процессе работы или игры подвергается испытанию незрелая нервная система ребенка. Мелькание ярких вспышек на экране, напряжение при попытке выиграть, разочарование при проигрыше, агрессивная тематика некоторых игр – все это возбуждает нервную систему малыша, может ухудшать его сон и негативно влиять на поведение и настроение. Именно поэтому компьютерные игры не должны быть ежедневным и многочасовым занятием ребенка.
С психологической точки зрения такое воспитание и обучение также выглядит неоднозначно. При активном участии взрослого в подборке игр и их освоении ребенком можно получить от виртуального друга много пользы. Например, ребенок может таким методом научиться целеустремленности, упорству, умению принимать свои ошибки как шаги к новой победе, умению реально смотреть на свои возможности и прочее. Агрессивные игры в небольших дозах могут даже помочь снятию груза накопившихся у ребенка негативных эмоций.
Однако психологические проблемы, порождаемые детской игроманией, не менее серьезны. О раздражительности, нервности и плохом настроении, которые, закрепляясь, могут стать чертами характера, мы уже говорили. Еще более серьезная психологическая проблема состоит в том, что дети, растущие с такими заменителями нянь и родителей как телевизор и компьютер, часто из творцов, какими их создала природа, превращаются в пассивных потребителей развлечений, которых ничего в мире больше не интересует. Такие дети не хотят учиться, к чему-то стремиться, не общаются с ровесниками, не сочувствуют родителям, т.к. их эмоции поглощены миром компьютерных страстей. Они не могут что-либо созидать, придумывать и фантазировать, они становятся придатками чужих фантазий и выдумок. И, наконец, такие методы воспитания могут просто сделать детей жертвами азарта и подтолкнуть их провести свою жизнь в погоне за случайной удачей.
Что же делать? Выбросить компьютер на помойку, переехать в пещеру и жевать бананы на пальме? Как ни странно компьютер менее всего виноват в последствиях игромании! Все дело в поведении родителей. Спросите себя, что такое для вас игра ребенка за компьютером? Повод избавиться от него на какое-то время по принципу «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало!» или повод пообщаться с ним? Если второе, то вам бояться нечего. И не стоит сомневаться в своих методах воспитания. Если кроме компьютера ваш ребенок много играет в подвижные и ролевые игры с ровесниками, увлеченно лепит, рисует, клеит и фантазирует, то смело отбросьте все ваши опасения о вреде некоторого времени, которое он проводит с вами у монитора. Если ваш ребенок всегда весел покладист и хорошо спит по ночам, то и вы тоже можете спать спокойно.
Что еще могут сделать родители, что бы превратить общение с электронным другом семьи в полезное удовольствие и заставить работать его на пользу воспитанию? Важен метод отбора программ. Сначала в соответствии с возрастом подберите игры. До семи лет психика ребенка не защищена от азарта и агрессивности взрослых игр, и вводить их в электронную библиотеку ребенка не стоит. Первыми занятиями ребенка на компьютере могут стать рисование (простые элементы компьютерной графики) или печатание букв, игры со шрифтами, если вслед за родителями он пожелает освоить эти не хитрые навыки. Первыми играми могут быть простые познавательные игры для освоения формы и цвета предмета, для изучения животного и растительного мира, для освоения счета, увеличения словарного запаса и прочее. Можно подбирать программы с музыкальными или еще лучше физкультурными паузами.
Далее в процессе воспитания культуры обращения с техникой стоит определиться с количеством времени, которое вы готовы выделить ребенку для этого занятия. Нижняя возрастная планка для маленьких геймеров - три года - вполне допустима. Если он будет по 15 минут дважды в неделю играть, можно не беспокоиться, это хороший метод. Именно время - определяющий фактор безопасности. Кстати, с пяти до семи лет время игры можно увеличить до 20 минут, а с восьми - уже до получаса.
Следующий вопрос важен для многих родителей. Как соблюдать выбранный временной режим, какие методы воспитания тут дадут эффект? Вариант, при котором по истечении времени папа будет силой оттаскивать орущего малыша от любимого занятия не самый удачный. Ведь запретный плод вдвойне сладок, и как только ваше чадо дорастет до компьютерных салонов, контролировать его действия вам будет сложно. Специалисты советуют обратить внимание и на такой момент: оснащена ли программа встроенным таймером - это дает возможность мамам и папам контролировать время игры, а ребенок без бурных протестов готов смириться с тем, что его железный друг "устал" и хочет "отдохнуть". Если нет, то вам пригодятся следующие родительские хитрости:
1. Заранее придумайте, чем будете отвлекать ребенка от игры по истечении отведенного времени.
2. За 5 минут до окончания игры предупредите ребенка о необходимости закончить игру и не поддавайтесь никогда на уговоры дать дополнительное время.
3. Будьте готовы поиграть с ребенком некоторое время во что-то не менее для него интересное, не лишайте его вместе с компьютером и вашего общества.
4. Объясняйте ребенку, почему нельзя играть дольше, но слишком сильно не запугивайте.
Самый лучший метод сделать ребенка компьютерным маньяком, это сначала со скандалом прогонять его от компьютера, а потом уступить под напором его истерики или просьб. Хорошо прививает страсть к электронному товарищу такое воспитание, когда наказанием за проступки служит отлучение от компьютера или награждением дополнительное временя за хорошее поведение.
Главное помните – компьютер может стать другом или врагом вашего ребенка, и кем он будет, решаете вы.
по материалам сайта
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]