В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего учительского коллектива. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научится».
Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
«Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников - воспитывайте детей без наказаний».Так говорил Сухомлинский.
еще очень интересна его теория определения потребностей. У него Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой личности.
Воспитание культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего развития личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей духовных.
В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка, понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей - потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если бы у него не было неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше, чем знал вчера. В само глубине человеческого существа есть неискоренимая потребность чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого себя. Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, углублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. Сухомлинский не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей познания. Высшей потребностью он считал « потребность человека в человеке как носителе духовной общности людей, их стремления к обладанию духовными ценностями». Поэтому главная задача учителя, по мнению Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке.
учитель по мнению Сухомлинского это не только учитель в школе. но и в первую очередь это родитель....