По мнению экспертов, мотивация, или система поощрения сотрудников, может быть материальная и нематериальная (социальная и психологическая). Материальная мотивация включает выплату зарплаты и премий, а также компенсации, оплату больничных листов, отпускные и т.д. Нематериальная (психологическая) мотивация предполагает возможность принимать участие в конкурсах на замещение того или иного вакантного места наобщих основаниях, продвижение по службе; наличие символов служебного статуса (автомобиль, мобильная связь, отдельный кабинет). Способами психологической мотивации также являются обучение, ценные именные подарки, туристические путевки, медицинская страховка, обстановка коллективе, отношение руководства к сотрудникам и т.д.
КОГДА ВСЕ РЕШАЮТ ДЕНЬГИ
В настоящее время, по данным опросов, материальная мотивация является основной прн принятии сотрудниками решения, продолжать или ист трудиться в данной организации. Зная это «слабое место», крупные аптечные сети продолжают разрабатывать все новые материально подкрепленные мотивационные схемы. Так, например, аптечная сеть «Первая помощь» в течение летнего периода (который традиционно среди HR-специалистов считается «мертвым сезоном» в плане поиска кандидатов) организовала для фармацевтов и провизоров, нуждающихся в трудоустройстве или задумывающихся о смене работы, акцию «Золотой набор». Суть ее в том, что всем пришедшим па работу «первостольникам» в рамках данного мероприятия сеть дословно «гарантирует уникальные условия» в виде надбавок к заработной плате за стаж работы по специальности и за профессиональные знания, обучение ь интернатуре, оплачиваемый учебный отпуск и др.
Конечно, не все игроки аптечной розницы способны на такие дорогостоящие мотивационные программы. «Мы можем позволить себе только ежегодно отправить двух лучших специалистов аптеки на конгресс «Человек и лекарство», который проводится в Москве», - поделилась с коллегами на последней конференции «Аптечная сеть России» своим опытом малобюджетного поощре- ния заведующая аптечной организацией из небольшого северного города.
ДОБРОЕ СЛОВО И ЗДОРОВЫЕ АМБИЦИИ
Однако, как гласит народная мудрость, не все упирается в деньги. Немалую роль в стимулировании персонала играют и нематериальные способы вознаграждения. Кроме того, зачастую они становятся решающими при выборе места работы.
«На одной из встреч руководителей аптек, проходившей в форме дискуссии, на вопрос, какой вид мотивации они считают главным, большинство участников ответили, что это деньги или иные материальные стимулы. А немного позже их мнение серьезно изменилось, поскольку другие виды мотивации оказались тоже очень значимыми для сотрудников», - рассказывает Светлана Люлина, гендиректор тренинговой компании «Таргет Вояж Тренинг». И здесь на помощь приходят возможности нематериальной мотивации. Вопрос лишь в том, как они будут реализованы. «Никому не понравится, если его не будут замечать, либо он будет работать и неприемлемых условиях (например, в холодном сыром подвале, с раннего утра до позднего вечера и т.д.), - уверена Светлана Люлина. - Поэтому при найме нового работника необходимо узнать о
Мировая практика показывает, что любой работник привыкает к размеру заработной платы в течение 3-4 месяцев. 1/1 если даже вначале она казалась ему высокой, то по истечении этого периода, как правило, сотрудник начинает считать ее абсолютно нормальной и вполне адекватной его квалификации. Как следствие он начинает ожидать следующего повышения. Поэтому простое повышение зарплаты имеет крайне ограниченный по времени и неоднозначный эффект. Очень редко производительность труда возрастает при увеличении размера зарплаты.
его потребностях, интересах и целях. Спросите, чем кандидат занимается в свободное время? Есть ли у него хобби? Почему он собирается работать именно в этой аптеке? Используйте свои знания о конкретном человеке при разработке мотивационных мероприятий».
«Несомненно, инвестиции в персонал являются очень важным фактором, однако при организации мотивационных программ в аптеке следует учитывать, что специалисты разных возрастных групп по-своему оценивают те или иные предоставляемые им возможности», - отмечает Татьяна Пак, к.ф.н., сотрудник кафедры управления и экономики фармации Российского университета дружбы народов. - Данные нашего исследования, участие в котором приняли более 260 аптек из Ростова-на-Дону и Москвы, показали, что при прочих равных условиях для фармработников со стажем оказались больше важны признание их заслуг, положительная оценка компетентности, а для молодых специалистов - перспектива карьерного роста, высокая заработная плата и возможность постоянного обучения».
«Еще одной прекрасной мотивацией- для человека является похвала, - добавляет Светлана Люлина. - Вспомните, когда вы в последний раз хвалили своего ребенка, супруга, папу? А своего сотрудника? А теперь давайте вспомним, какова была реакция на вашу похвалу. Глаза горели? Щеки пылали? Давали вам при этом обещание в следующий раз сделать то же самое, но только больше и лучше? Не надо стесняться человеческих проявлений. Заслужил человек - похвалите его, и лучше, чтобы это слышали другие. Всем нравится, когда их ценят! Когда ваши сотрудники увидят, что вы неравнодушно относитесь к их усилиям, вероятнее всего, они будут стараться сделать для вас еще больше. Помните: то действие, за которое вы похвалили, ваш сотрудник обязательно повторит».
Мотивация специалистов тесно связана с конечным результатом работы любой аптеки. Только заинтересованный в результатах своей деятельности сотрудник будет применять передовые формы и методы, стремиться повысить прибыльность, поддержать имидж родного аптечного предприятия.