Неуверенность - одно из личностных качеств, мешающих ребенку в игре, общение, а впоследствии, и в учебе. Формирование уверенности зависит от многих условий, как объективных (взаимоотношения в семье, особенности окружающей социальной среды, национальные и религиозные особенности), так и субъективных (тип нервной системы, темперамент). Во всех случаях доминирующим является отношение взрослых к ребенку. Именно оно формируют основную личностную характеристику – самооценку. Самооценка – это умение оценивать свои личностные качества. От самооценки зависят взаимоотношения личности с окружающими, его критичность, требовательность, отношение к успехам и неудачам. Самооценка бывает адекватной и неадекватной (завышенная и заниженная). При завышенной или заниженной самооценки ребенок начинает неправильно оценивать себе, вследствие чего у него повышается тревожность, возникают эмоциональные срывы. Первым социальным институтом, формирующим самооценку малыша, является семья. Ведь дошкольник видит себя глазами близких взрослых. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, то его представления о себе будут искаженными. В зависимости от особенностей воспитания в семье у детей развивается адекватная, завышенная или заниженная самооценка.
Адекватная самооценка формируется у ребенка если:
родители уделяют малышу много времени;
положительно оценивают малыша, но не выше, чем большинство сверстников;
часто поощряют ребенка, но не подарками;
используют наказание в виде отказа от общения;
адекватно оценивают физические и умственные возможности малыша;
прогнозируют хорошие успехи в игровой и учебной деятельности.
Завышенная самооценка формируется у ребенка если:
родители уделяют ребенку слишком много времени;
считают, что их ребенок более развитый, чем другие;
очень часто поощряют малыша, особенно подарками;
редко наказывают;
хвалят ребенка за очень высокие его способности;
уверенны в успешном выполнении его игровой и учебной деятельности.